?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Зона аномалий. Легенда Северного Урала – перевал Дятлова
Логотип
znanie74
27 августа 2014 года группа челябинских общественников возвращалась на автобусе из Кургана домой. В Кургане на Форуме общественных организаций Уральского Федерального округа мы представляли лучшие социальные проекты Челябинской области .  Как обычно в дороге, в многочасовой поездке возникают различные разговоры. Услышал, как председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Николаевич Скворцов рассказывает соседу о своей недавней поездке на перевал Дятлова. Показалось очень интересно. Вячеслав Николаевич согласился поделиться своими  впечатлениями с читателями нашего Живого журнала.
     Я лично много лет знаком с Вячеславом Николаевичем Скворцовым по общественной деятельности. В этом году довелось в одной команде сплавляться по реке Юрюзань.  А вот о таких экстремальных увлечениях председателя Общественной палаты области я не знал.
     
Читайте материал, присланный В.Н. Скворцовым. Думаю, что многие из вас узнают  председателя Общественной палаты Челябинской области
с новой, неизвестной стороны.
                                       Владимир Лушников, председатель Правления Челябинской областной организации Общества "Знание" России


Вяч Скворцов Перевал Дятлова-ж1

Вячеслав Скворцов,
председатель Общественной палаты Челябинской области

Зона аномалий. Легенда Северного Урала  – перевал Дятлова
По итогам поездки на перевал Дятлова


55 лет назад (в феврале 1959 года) на Урале произошло таинственное и трагическое событие – гибель всей экспедиции Игоря Дятлова из девяти человек. «Стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии» – таков был вердикт следственной группы. Это заключение таит в себе больше загадок, чем ответов, и не исключает множество версий, гипотез, предположений.
1.        «Паранормальная» – версия о неких причинах паранормального характера, которые вынудили людей покинуть палатку, побросав снаряжение и теплые вещи, что и стало причиной их скорой гибели.
2.       «Военная, или техногенная версия» – туристы случайно попали в зону испытаний какого-то нового вида вооружения; могли оказаться в зоне падения ракеты или ее фрагмента.
3.       «Шпионская версия» – гибель от рук иностранных диверсантов. Эта версия является одной из самых популярных в российском интернете. Она основана на гипотезе о так называемой контрольной передаче. Согласно этому предположению, как минимум двое участников группы могли быть сотрудниками советских спецслужб и участвовали в передаче неизвестным «представителям зарубежной разведки» фиктивных радиоактивных материалов из советского ядерного центра «Челябинск-40».
4.       «Охотники-манси» – эта версия уже в те дни активно разрабатывалась следственными органами. Имелось предположение, что группа могла погибнуть от рук аборигенов – манси. Для последних окрестности горы являются своего рода священным местом.
5.       Рассказы манси о странном существе, обитающем в горах. Сегодня большинство ученых убеждено, что снежный человек не более чем вымысел. Но до сих пор рациональных ответов нет.
По горной Речке к пперевалу-ж2
По горной речке к перевалу

Известно собственное мнение о произошедшей трагедии писательницы Анны Матвеевой из Екатеринбурга, лауреата российских и международных литературных премий: «Этот перевал на Северном Урале назван в память о руководителе погибшей свердловской туристической группы из 9 человек в феврале 1959-го. Туристы отправились в пеший поход на лыжах, отклонились от маршрута и пропали. Тело последнего участника поисковики нашли только в апреле. Причина гибели всей группы до сих пор остаётся тайной. Спасатели отыскали их бивак. Палатка была в трёх местах изнутри распорота ножом, то есть ребята покинули её не через выход, вероятно в приступе паники или спасаясь от какой-то угрозы. Останки туристов были найдены в самых разных местах, словно они бросились врассыпную, причём некоторые умчались босиком по снегу. Вскрытие показало, что часть группы (среди них – две женщины) впоследствии попросту замёрзла. Но у нескольких человек обнаружились телесные повреждения, будто их били или пытали. Версии о нападении на лагерь беглых заключённых (в округе есть таёжные исправительные колонии) или мародёров отметаются: не были тронуты ни ценные вещи, ни деньги, ни продукты. Лично я склоняюсь к предположению, что туристы стали жертвами испытаний какого-то психотропного оружия. Или увидели то, что не предназначалось для посторонних глаз. Косвенное тому подтверждение – вскоре в Москве были уволены несколько видных чиновников комитета госбезопасности. Без объяснения причин».

Николай Скворцов с друзьями Андрей, Дмитрий на перевале Дятлова-ж6
Николай Скворцов с друзьями Андреем и  Дмитрием на перевале Дятлова



Последнее мнение – наиболее вероятное объяснение, с моей точки зрения. К тому же до 1989 года, со слов старожилов, рядом с местом трагедии лежали останки ракеты.
Наша группа из четырех человек в августе этого года (2014) съездила на Северный Урал, главной целью было посмотреть красоту дикой природы Северного края,  которой восхищались многие путешественники.
Перевал Дятлова требует остановки-ж
Перевал Дятлова требует остановки

10 августа выезжаем из Челябинска и доезжаем до города Ивдель, последнего оплота цивилизации. От Челябинска до Ивделя 765 км. Ночуем в гостинице «Ивдель». Утром 11 августа на последней на нашем пути заправке в Ивделе заполняем все имеющиеся ёмкости – по 250 литров бензина и дизтоплива в каждую машину. И вот стартуем в неизвестность.  Расстояния измерялись по компьютерному навигатору. Машины показывают разный результат. Расхождения между разными навигаторами незначительные.
Едем на Вижай. До него от Ивделя 83 км. В Ивделе кончается асфальт, и чем дальше, тем хуже дорога.  Вижай производит грустное впечатление. Почти всем путешественникам тех мест известен человек по прозвищу «Борода» – Иваныч. Рассказы бывшего егеря времен северных «лагерей» можно слушать часами. Он знает Север из собственного большого опыта.
Поселок Вижай, одно из северных поселений в этом направлении, сгорел за минуты по причине лесного пожара. Жители успели только сами выскочить из домов. В один момент люди потеряли всё. От посёлка остались только торчащие печные трубы…
Дорога от пос. Вижай постепенно превращается в сплошной поток воды. Подряд два дня до нашей поездки в районе Ивделя и перевала Дятлова шли проливные дожди. Дождь непрерывно шёл и в первые дни нашей поездки. Ехать становилось всё интереснее и веселее.
Появились следы «цивилизации» от лагерей, понятно, что не пионерских.
Дорога на первал Дятлова-ж8

Встречались десятки развалившихся бараков, бывших «столовых», карцеров. На берегу реки Ушма пять новых домов редкой народности манси. Многое напоминает о страшном прошлом России. Временами ощущается настроение прострации и пустоты.
Из-за дождей все встречающиеся реки (их на нашем пути девять) резко поднялись в своём течении. Ищем броды, чтобы не провалиться в ямы с водой, едем по сплошной воде и начинаем ощущать, что мы остаёмся наедине с тайгой, горами и неизвестностью.
Ближе к перевалу Дятлова дорога становится всё более непроезжей: сплошные камни (курумник), вода, корни деревьев, непролазная грязь. (Курумник — хаотичное нагромождение камней, образовавшееся в результате разрушения гор).
горные ручьи у перевала Дятлова-ж
Горные ручьи у перевала Дятлова

Мест для стоянки до перевала Дятлова практически нет, сплошная густая тайга. Есть небольшие стоянки вдоль реки Лозьва, так называемая «База Ильича». Можно остановиться на ночлег, не доезжая один-два километра до поворота в гору на перевал Дятлова, где встречаются полянки, с которых открывается прекрасная панорама.
Но до этих полянок километры временами непролазной дороги.
Для нас такая поездка была привычной. Участие в подобных путешествиях даёт опыт выживания в любой ситуации.
От пос. Вижай до перевала Дятлова мы добрались за два световых дня. Это 103 км бездорожья в одну сторону – бродов, болот, грязи,  камней и других прелестей экстрима.  Из-за дождя раз пятнадцать вынуждены были вытаскивать машины лебёдками. Машины наши – УАЗы с повышенной посадкой, большими колесами, усиленной трансмиссией, лебёдками и блокировкой колес. Иногда за час проходили всего несколько метров.
водопад у перевале Дятлова-ж
Водопад у перевале Дятлова

Всё было прекрасно, но на самом перевале Дятлова, при всей надежности наших машин, неожиданно у самой проверенной машины  ломается, как выяснилось потом, задний мост, его главная зубчатая пара…
На перевале, у памятника дятловцам,  встретилась на двух машинах группа парней – пять человек. Нас стало вместе девять человек. Мы пошутили, предложили вместе поставить палатки и остаться на перевале. Встреченные нами ребята отказались от такого предложения. Они стали заводить свои машины, но они почему-то не заводились. Только после нескольких попыток им это удалось. Ребята уехали, мы остались своей командой.
Ставим палатки, ужинаем, ложимся спать. Ночь застала нас на перевале Дятлова. Ничего особенного… Вдруг неожиданно начался сильный ветер. Привязываем палатки к камням, чтобы не сдуло.
Ночь. Ветер стих. Кромешная темнота. Мы засыпаем, но вдруг все как один слышим: рядом с палатками раздаётся многократно повторяющееся громкое дичайшее душераздирающее рычание, больше похожее на истерический крик. Ничего подобно никто из нас не слышал. Звуки постепенно затихали. Но даже при нашем оптимистическом настроении мы неожиданно испытали ощущение какой-то таинственности, чувство, от которого не заснёшь.
Утром мы обсуждали ночные звуки, но определить, какому существу они принадлежат, мы не смогли. Говорили, что это медведь, случайно  набрёдший на машины и палатки и раздражённый увиденным. Потом сами это отрицали, так как звуки были  слишком необычные. Но, в общем, всё это из приятного. Путешествие без экстрима считается несостоявшимся.
Утро расставило всё на свои места. Начался поиск решения по ремонту машины. Бывалые из бывалых спокойно шутят. Есть повод для шуток. У нас есть все вероятные запчасти, в том числе и главная зубчатая пара.
Дружный разбор заднего моста подтвердил диагноз. Всё шло своим чередом. Выяснилось при сборке моста, что «сжёвана» распорная шайба для шестерён. Слава богу, что всё предусмотрено. Нашёлся выход по изготовлению большой шайбы. От нержавеющей лопаты болгаркой отрезаем полоску стали, сверлим дрелью отверстие, обрезаем резаком по периметру, дорабатываем напильниками периметр и отверстие. Шайба получилась как фабричная. В нашем арсенале предусмотрена возможность походной сварки соединением двух-трех аккумуляторов. Всегда с запасом  берём с собой десятки приспособлений для ремонта: генератор, дрель, болгарка, в том числе свёрла, электроды, абразивные круги и т.д.
Задний мост собран, машина снова в строю.
Вид на первал Дятлова-ж
Вид на перевал Дятлова

Пока мой сын с друзьями ремонтировали машину, я пошёл в горы. Компас не работал. Навигатор я не взял, считая, что негде заблудиться. Но гора оправдала своё название. Гора Холатчахль, в переводе с мансийского «Гора мертвецов», «Не ходи туда», цепко хранит свои секреты.
Я непонятно каким образом заблудился. Рация не отвечала. Дикий ветер валил с ног.
Мне повезло. Я встретил группу туристов. Они подсказали мне, что я иду в противоположную сторону от перевала. На перевал Дятлова туристы предпочитают идти пешком, оставляя за 20-30 км свои машины.  Славу Богу, здоровье не подвело, и я быстрым темпом смог поздно вечером добраться до справедливо ругающих меня друзей, которые к моему возвращению уже отремонтировали машину.
Вторую ночь пришлось ночевать снова на перевале. Но почему-то не было ни ветра, ни страшных звуков. Было впечатление, что перевал принял нас. Мы уснули крепким сном после бессонной ночи. Я искупил свою вину приготовлением  вкусного ночного ужина. В путешествия мы берём холодильник и имеем возможность готовить из натуральных продуктов. Берём продукты с большим запасом, так как были непредвиденные случаи, когда неделями приходится искать выход из положения.
Мы продолжали своё путешествие. Спустились за перевал Дятлова. Коварное место для обратного возращения. Если до перевала есть деревья, за которые можно зацепиться лебедкой, то с обратной стороны одни камни с грязью и подъём покруче.  Перевал пустит в одну сторону, а обратно может не выпустить. Обратно мы цепляли троса за камни. Они выворачивались. Мы поняли, что надо брать с собой приспособление типа якоря для того, чтобы цепляться за камни. К счастью, погода стала солнечной. Мы смогли с трудом, но подняться обратно на перевал.
табличка на памятнике Дятловцам.-ж3
Табличка на памятнике Дятловцам

Вырвавшись из объятий мифического места, поехали по дебрям Северного Урала. Посетили красивейшую гору Чистоп, озеро Ушминское, прекрасную базу рыбаков со строениями неповторимого дизайна из дерева без единого гвоздя. Советую после проливных дождей воздержаться от поездки хотя бы день – два. Около пос. Ушма, когда мы пробирались на Ушминское озеро, переезжая реку Ушма, двигатель у нашей машины оказался под водой. Вышла из строя автомобильная рация, приборы. К счастью, двигатель не заглох от холодной воды. Трамблер и электропроводка к двигателю были обработаны изоляционной жидкостью.
Раньше через реки были мосты, Сейчас остались их останки с названиями, такими, как «Чёртов мостик». Порой вместо дороги приходится пробираться по устью рек.
Типичеая дорога на перевал Дятлова-ж7

Об этом можно рассказывать долго. Были и посиделки, обсуждали маршрут, пили чай и не только. Глядя в таинственное звёздное небо, мы шутили, обсуждали увиденное, планировали следующие путешествия. И, самое прекрасное, всё больше ценили жизнь.
В путешествиях всегда есть место для мыслей и приключений. То УАЗик ложится на бок, тянем лебёдкой со страховкой за стойку к дереву. То что-то ломается. То потеряешь дорогу. То теряется связь компьютера со спутниками, что часто бывает на Севере. Но самое главное, ты получаешь новые впечатления от многообразия природы и её дыхания, от посещения  таинственных, легендарных мест и понимаешь: если ты идёшь, то новый шаг будет более твёрдым.
Авто-жж

Могу сказать, что встречающиеся нам экстремалы из Озерска, Екатеринбурга, Ханты-Мансийского округа, Башкирии и других мест России отличаются крепкой дружбой, взаимовыручкой, жизнерадостностью, смелостью. С такими ребятами можно на край света. Ни один из них не позволит оскорбить человека, оставить после себя мусор, нанести вред природе. Я не видел ни одного экстремала, который позволил бы цеплять трос за дерево без приспособлений для сохранения коры. Любовь к жизни, людям и природе – отличительная черта этих путешественников.
Вид на памятник перевала Дятлова-ж4
Вид на памятник перевала Дятлова

Родные места встречали нас проливным дождём с грозой. Как сообщили новости, в эту ночь на трассе Екатеринбург-Челябинск были серьёзные аварии. Конечно, неприятно видеть, когда автомобиль уходит под фуру со всеми жуткими последствиями. Для себя мы предпочитаем правило: ночью на трассе в дождь надо останавливаться. На этот раз мы сделали исключение, так как до дома оставалось чуть больше 200 км. Мы доехали, но в будущем постараемся соблюдать простые советы поведения на дороге.
После возвращения всегда испытываешь некоторое щемящее чувство  бесконечной интересной дороги, встречи с прошлым и прекрасным новым миром. Всё больше утверждаешься в мысли: жизнь дана не для дивана…

Скворцов-жж


P.S. Если у Вас есть аккаунт на www.facebook.com, смотрите видеофрагменты:
1
Начало подъема к перевалу Дятлова
2 Подъем к перевалу Дятлова
3 Брод реки Лозьва

  • 1

По итогам поездки на перевал Дятлова

(Анонимно)
Очень интересно было прочитать об этом загадочном месте, где погибли в 1959 году наши студенты во главе с Дятловым. История покрытая мраком. Разгадают ли люди эту загадку и когда? Молодцы люди, совершающие такие поездки. Эскстремалы, достойные уважения!

Re: По итогам поездки на перевал Дятлова

(Анонимно)
Большое спасибо Владимиру Александровичу Лушникову. Экстремальные поездки совершаю каждый год. Но некогда о них рассказывать. А про поездку на Перевал Дятлова настоял написать меня В.А.Лушников. Это очень авторитетный деятельный человек, возглавляющий ЧОО Общество "Знание".
Думаю со временем опубликую свои путешествия.
С уважением, Вячеслав Скворцов

  • 1