znanie74 (znanie74) wrote,
znanie74
znanie74

Categories:

ТРАШУТИНСКИЕ ЧТЕНИЯ



НА ЕГО ДИЗЕЛЯХ ХОДИЛИ ВСЕ НАШИ ТАНКИ

      18 января 2016-го года в Музее Боевой и Трудовой славы ЧТЗ состоялись Трашутинские Чтения, приуроченные к 110-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Трашутина - конструктора-моторостроителя, главного конструктора по моторостроению ордена Ленина Специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковника. Дважды Героя Социалистического Труда (1966, 1976). Почетного гражданина города Челябинска. Разработанные под  руководством И.Я. Трашутина двигатели устанавливались и устанавливаются на самые различные транспортные машины, работают в составе стационарных установок. Но основным их назначением является бронетанковая техника. Отечественные танки, начиная с Т-34 и КВ и заканчивая Т-72, оснащались трашутинскими дизелями. И сейчас на «Армате» установлен двигатель, в котором наследники Ивана Яковлевича применили многие из его решений, которые отлично зарекомендовали себя в самых различных условиях эксплуатации.
       Организаторами мероприятия выступили Челябинское отделение Российского военно-исторического общества, Музей Боевой и Трудовой славы ЧТЗ, кафедра «Колесных и гусеничных машин и автомобилей» ЮУрГУ при поддержке Челябинской областной организации «Общества «Знание» России и Южно-Уральской торгово-промышленой палаты.






Несмотря на холодную погоду, собравшиеся почтили трудовой и боевой подвиг танкоградцев, возложив цветы к памятнику «Танк» на Комсомольской площади Челябинска, а также почтили память И.Я. Трашутина у его бюста в «Детском Парке имени Терешковой».
В фойе Музея ЧТЗ была организована выставка, посвященная Главному Конструктору, где были представлены подлинный Диплом Массачусетского Университета, выданный Ивану Яковлевичу, документы, в том числе собственноручная записка А.А.Морозова (одного из разработчиков Т-34) об установке новой модификации В-2 на Т-34, датированная 1943-м годом.



Чтения продолжились в зале, посвященном Великой Отечественной войне. Первому слово для приветствия ведущая – директор музея ЧТЗ  Дида Надежда Артемьевна, - предоставила Владимиру Георгиевичу Литвинову - Первому заместителю Председателя ЧООСПД «За Возрождение Урала». В своем выступлении он подчеркнул вклад, который челябинские моторостроители и лично И.Я. Трашутин внесли в Победу над фашисткой Германией и в послевоенное укрепление обороноспособности нашей Родины. Важность и необходимость проведения таких мероприятий в деле укрепления патриотического духа среди соотечественников.



От имени Областного совета ветеранов и ветеранов Челябинского Тракторного собравшихся приветствовали Дегтярь Александр Григорьевич и Мингазов Ханиф Хайдарович. Ханиф Хайдарович лично был знаком с Иваном Яковлевичем, и ему явно было что рассказать, так что пришлось напомнить о регламенте.
О роли Трашутина в создании ЧММИ – ЧПИ – ныне ЮУрГУ говорили заведующий кафедрой «КГМиА» профессор Бондарь Владимир Николаевич и профессор кафедры «ДВС» Шароглазов Борис Александрович. Кроме того, Бондарь В.Н. достаточно много встречался по работе с Главным конструктором и поделился личными впечатлениями. Воспользовавшись случаем, ведущая тепло поблагодарила Владимира Николаевича за широкую поддержку в проведении мероприятия. Со своей стороны, В.Н. Бондарь передал в дар Музею модель «58-й» модификации трашутинского двигателя. Чем вызвал некоторую дискуссию среди собравшихся. Все узнали на ней «свои» детали и узлы.



О первом впечатлении от знакомства с двигателем В-2 и небольшом открытии, связанном с авиационными корнями танкового двигателя, рассказал участник Челябинского отделения Российского военно-исторического общества, один из организаторов «Трашутинских Чтений» Болдырев Андрей Валентинович.



Особую ценность представляло выступление участника боевых действий Седнева Сергея Николаевича. Он не понаслышке знаком с работой челябинских дизелей в боевой обстановке и прямо заявил, что многим и многим они спасли жизнь.
В заключение торжественной части было объявлено о том, что в соответствии с Приказом Генерального директора ОАО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» почетное звание «Лауреат «Премии имени И.Я. Трашутина» присвоено двум работникам ЧТЗ: Курочкину Александру Александровичу – Главному Технологу и заместителю Главного конструктора по дизелям  Бобреневу Сергею Владимировичу. От имени руководства заводапремию вручал Заикин Сергей Анатольевич.



Встреча продолжилась в неформальной обстановке, за чашкой чая. И вместе с обстановкой изменилась и тональность разговора. Каким был Иван Яковлевич в быту. Большинство из присутствующих знали его лично, вместе с ним работали и в КБ, и в диспетчерской цеха, и на испытательном стенде, и на сельхозработах. Поэтому рассказы не прекращались. Иван Яковлевич внимательно прислушивался к мнению специалистов, не зависимо от должности и звания. Так Владимир Николаевич Бондарь, будучи еще лейтенантом-военпредом обнаружил дефект в деталях и поставил соответствующий вопрос. Как-то получилось, что разговаривать с «Самим» пришлось именно ему, а не старшим коллегам. Иван Яковлевич совершенно спокойно выслушал, убедился в основательности претензий военпреда и согласился. Но были другие примеры, когда он жестко отстаивал интересы производства. Как-то та же военная приемка обнаружила на поршнях микроскопическую коррозию и на этом основании приостановила приемку продукции. Вроде бы опасения были резонны, коррозия на ответственной детали недопустима, но и производство встало. Дело дошло до Главного конструктора. Уже поздно вечером в диспетчерской цеха собрались военпреды. Вошел Главный конструктор. Он уже был в курсе проблемы и сразу на русском устном, которым владел в совершенстве, объяснил военной приемке, какие температуры в камере сгорания дизеля и что происходит с коррозией при таких температурах. На этом совещание закончилось. Распоряжение ставить «звезду», - клеймо военной приёмки, - было получено. Правда, пришлось проработать всю ночь, сдавая детали, но сменное задание было выполнено.
Работники кадровых служб рассказали, как уважительно относился он к людям. Часто лично просил за своих сотрудников. И при этом был единственным из руководителей завода, который потом благодарил, если его просьба или ходатайство удовлетворялось. Насколько трогательно относился к детям, дело доходило до шалостей, вроде подкладывания конфеты в капюшон куртки. Возможно, из-за этого своего отношения к детям он и выбрал в качестве места установки бюста  «Детский парк имени Терешковой».
Все участники тепло благодарили организаторов за сохранение памяти Главного Конструктора, за возможность встретиться и поговорить, вспомнить, как создавали двигатели. Говорили о том, что ощутили себя участниками большого дела, наследниками великого человека. Было решено издать материалы «Трашутинских Чтений».

А.В. Болдырев


Tags: Болдырев, Главный конструктор, Музей ЧТЗ, Танк, Трашутин, Трашутинские чтения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments